Предупреждающие знаки

Роберт УОЛЛ, Париж
Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Компания Iberia, как и ряд других перевозчиков, может дополнительно сократить провозные емкости, в особенности на дальнемагистральных маршрутах, если рыночные условия не улучшатся.
Все большее число авиакомпаний запаздывает с выполнением платежных обязательств, а это сигнализирует о том, что хотя падение пассажиропотока выравнивается, перевозчики все еще далеки от безопасного состояния. Ситуация пока не кажется критической, но, как говорит представитель одной из лизинговых фирм, она свидетельствует, насколько уязвимы некоторые авиакомпании, и наводит на мысль о том, что они не переживут зимнего сезона, когда выручка падает, поскольку слабый летний период не позволил им подбить балансы адекватно.
Один из экспертов в области авиационного финансировании говорит: "Осень будет разрушительной для всей отрасли. Деньги начнут исчезать в течение нескольких месяцев, и я ожидаю некоторых значительных инцидентов в отрасли в ноябре". Источник указывает, что в то время как коэффициенты занятости пассажирских кресел не были слишком катастрофичны, пассажиропоток премиум-классов и выручка по-прежнему оставались на низком уровне. Кое-какое оживление спроса на грузоперевозки на ключевых маршрутах Азия—Европа произошло за счет еще одного раунда сокращения доходов, инициированного некоторыми авиакомпаниями, пытающимися остаться в числе небольшой группы выживших.
В недавнем отчете о доходах компания ILFC отмечает, что 22 клиента, эксплуатирующие 109 самолетов, просрочили лизинговые платежи на сумму 80,6 млн долл. за 79 из них в течение двух или более месяцев. Ситуация в середине года намного хуже, чем в соответствующем периоде 2008 г., когда платежи задерживали только семь клиентов, эксплуатировавших 26 самолетов. Более того, ILFC ожидает, что текущая напряженная ситуация с авиакомпаниями продолжится и после 2009 г. и приведет не только к более низким лизинговым ставкам, но и к более высоким затратам, связанным с изъятием самолетов за неплатежи и поиском новых  клиентов для их лизинга. Компании уже пришлось в этом году преодолевать проблему неплатежеспособности лизингополучателей Lithuanian Airlines и MyAir.
Клаус Хайнеманн, генеральный директор AerCap, говорит, что менее 5% клиентов его компании помещены в список наблюдения за просроченные платежи. Эта доля немногим ниже, чем в начале года и в глубочайшей точке кризиса. В сущности, Хайнеманн отмечает некоторую стабилизацию на ключевых рынках, таких как Китай и Россия. Он говорит, что большие европейские низкотарифные перевозчики, подобные Air Berlin, также сейчас находятся в лучшей финансовой форме, чем год назад, и добавляет: "Когда кто-то вроде SkyEurope терпит крах, другие вроде Wizz Air выигрывают".
Источник в отрасли замечает, что лизинговые компании вынуждены решать ключевой для себя вопрос, насколько большие послабления предоставить клиентам. Требование немедленной выплаты, в то время когда авиакомпания задерживает платежи, может причинить длительный ущерб отношениям с клиентом или даже погубить авиакомпанию. С другой стороны, предоставление слишком длительной отсрочки может привести к тому, что лизингодатель потеряет свои собственные средства, если перевозчик станет неплатежеспособным. Хайнеманн подтверждает: "Если рассрочка платежей означает, что авиакомпания выживет, тогда лизинговые компании согласятся ее выслушать". Он также указывает на то, что отсроченные платежи обычно представляют собой соглашения под большие проценты, с помощью которых кредиторы могут заработать дополнительную прибыль.
Видя проблемы на горизонте, некоторые лизинговые компании уже начали отзывать самолеты. Например, компания GECAS ранее сдавала ВС в лизинг SkyEurope, но теперь потребовала их возврата. Этому центральноевропейскому низкотарифному перевозчику, прекратившему полеты в конце августа, пришлось обратиться к другим структурам, а именно к AirSlovakia и Galaxy Aviation, за мокрым лизингом самолетов Boeing 737-300.
Другой вопрос, как быть с самолетами, от которых авиакомпании хотели бы избавиться, но которые трудно сдать в лизинг другому перевозчику, например, из-за их возраста. Источник в отрасли объясняет, что в некоторых случаях лизингодатели оставляют подобные активы у авиакомпании даже без лизинговых платежей, пока перевозчик не возвращает самолет и продолжает его содержать.
В настоящее время лизинговые ставки в среднем на 20–25% ниже, чем в прошлом году, но Хайнеманн предупреждает, что они сильно различаются в зависимости от типа самолета. Модели, снятые с производства, такие как MD-80 или Boeing 737 классического семейства, сейчас трудно сдать в лизинг, и падение их лизинговых ставок составило до 50%, но для новых Airbus A320 или Boeing 737-800 ситуация остается почти стабильной.
Чтобы оценить платежеспособность клиентов, компания Airbus отслеживает деятельность авиакомпаний в рамках так называемого процесса Watchtower ("Сторожевая башня"), пытаясь выяснить финансовое состояние авиакомпаний — будущих получателей самолетов.
Ситуация с платежами представляет собой только один из ряда индикаторов, показывающих, что поставщики и авиастроители пока еще не могут вздохнуть свободнее, даже несмотря на то что показатели авиаперевозок достигли нижнего предела перед фазой оживления.
Несмотря на спад и в отличие от других управленцев отрасли, Хайнеманн не ожидает серьезного краха авиакомпаний, подобного кризису 2001–2007 гг., когда United Airlines, US Airways, Sabena, Swissair и другие объявили о своем банкротстве. Однако его точка зрения основана на допущении, что мировой ВВП находится на пути медленного восстановления. Если тенденция зимой сменит знак, ситуация может снова быстро измениться.
Перевозчики также обеспокоены развитием ситуации в ближайшие месяцы главным образом из-за сокращения доходов. Это стимулировало новый менеджмент Iberia к еще большему сокращению провозной емкости и поиску других способов уменьшить издержки и увеличить выручку, включая реструктуризацию своих подразделений. Председатель и генеральный директор Антонио Васкес говорит, что серия дальнейших мер будет обнародована до конца года.
В II квартале Iberia понесла чистые убытки в размере 72,8 млн евро (104 млн долл.), что привело к решению сократить мощности в зимний сезон больше, чем планировалось ранее. Сейчас ожидается сокращение на 6% по сравнению с прошлым зимним сезоном против ранее планировавшегося сокращения на 4,3%. Намечается сократить дальнемагистральные рейсы на 3,6% вместо 1%.
Кроме того, Iberia откладывает поставку второго Airbus A340-600 и поставит на стоянку большее количество самолетов, говорит главный операционный директор Рафаэль Санчес-Лозано. В рамках увеличенного плана сокращений также выводятся из эксплуатации три A320.
Iberia принимает эти меры, хотя она находится в лучшей финансовой ситуации, чем многие другие. Несмотря на слабые результаты в первой половине года, у авиакомпании в середине года по-прежнему на руках 2,2 млрд евро денежных средств, что всего лишь на 1,4% меньше, чем шестью месяцами ранее.
Другие перевозчики находятся в менее надежном финансовом положении. Компания Aer Lingus пережила не только падение выручки на 12% в первой половине года, а также операционный убыток в размере 93 млн евро в тот же период, но и сокращение денежных ресурсов почти на 50% (до 440 млн евро) по сравнению с тем же периодом прошлого года. Эта ситуация потребовала от Aer Lingus пересмотреть свою деятельность и коммерческие приоритеты, не ограничиваясь решением замедлить обновление флота. Подкомитет совета директоров авиакомпании вместе с менеджментом намерены в течение следующих нескольких месяцев обнародовать долгосрочный план развития.
Менеджмент Aer Lingus, который вскоре возглавит новый генеральный директор Кристоф Мюллер, предупреждает, что прогноз до конца текущего года и на следующий год остается крайне неблагоприятным на фоне того, что подъем ирландской экономики не ожидается ранее 2011 г. — в лучшем случае.
По заявлению менеджмента, он также ожидает, что продолжение текущих рыночных тенденций в Ирландии и на других ключевых рынках приведет к дальнейшему длительному и значительному давлению на цены. Ненадежная ситуация в Aer Lingus вызвала спекуляции по поводу того, что компания Ryanair, которой принадлежит 30% этого перевозчика, может предпринять третью попытку поглотить своего ирландского конкурента.

Читайте также  Невеселые прогнозы