Наполовину полный, наполовину пустой

Летом-осенью этого года в аэропортах Мюнхена (Германия) и Цюриха (Швейцария) открылись новые терминалы. Из обоих аэропортов в Россию выполняют рейсы как национальные перевозчики этих стран, так и авиакомпании России и стран СНГ, поэтому некоторые отечественные пассажиры на личном опыте уже успели опробовать возможности новых аэровокзалов. В обоих случаях введение в эксплуатацию новых терминалов увеличило пропускную способность аэропортов, пока заполненных от силы наполовину. Однако если в Мюнхене полупустой аэропорт вызывает у менеджмента этой воздушной гавани только оптимизм — остается пространство для быстрого развития, — то в Цюрихе настроения прямо противоположные. Начатая в середине 90-х гг. программа модернизации и увеличения пропускной способности этой воздушной гавани завершается в сложные для базового перевозчика, Swiss International Air Lines (а значит, и аэропорта), времена.

Второй терминал аэропорта Мюнхена разрабатывался под нужды авиакомпании Lufthansa и ее партнеров по альянсу Star Alliance. Совместно с аэропортом немецкий перевозчик инвестировал в строительство порядка 1,7 млрд долл. Lufthansa и ее партнеры уже столкнулись с ограничениями пропускной способности в аэропорту Франкфурта (хаба LH), поэтому руководство авиакомпании приняло решение развивать на базе Мюнхена второй транспортный узел, не уступающий по своим возможностям мощностям аэропорта Франкфурта. Открывшийся в разгар летней навигации терминал # 2 оборудован 24 телетрапами; при нем предусмотрено 47 парковочных площадок для стоянки самолетов. По информации пресс-службы Lufthansa, минимальное время стыковки в этом аэровокзале составляет 30 мин. Пропускная способность терминала # 2 оценивается в 25 млн пасс. в год, а общая пропускная способность аэропорта — в 48 млн пасс. в год.

Между тем в 2002 г. через эту воздушную гавань прошло 23,2 млн пасс., а по результатам 2003 г. менеджмент аэропорта ожидает увеличение количества пассажиров всего лишь на 4%. В общем пассажиропотоке в прошлом году доля Lufthansa и ее партнеров по Star Alliance составила 16 млн чел. Доля транзитников в общем пассажиропотоке аэропорта Мюнхена — 40%, тогда как во Франкфурте — 60%.

Читайте также  Просто швейцарская авиакомпания

С Мюнхеном Lufthansa связывает большие надежды: этот развивающийся аэропорт, пока занимающий девятое место в общеевропейском рейтинге по пассажиропотоку, должен стать конкурентом крупнейших воздушных гаваней Старого Света. Возможно, перспективным аэропорт считают и такие "дешевые" перевозчики, как Deutsche BA, EasyJet, BMIbaby, Air Berlin и Germania Express, выполняющие сюда рейсы, несмотря на высокие аэропортовые сборы и стоимость хэндлинговых услуг.

Сложнее ситуация в воздушной гавани Цюриха — ее можно отнести к категории "полупустых". В настоящее время базовый перевозчик этого аэропорта, Swiss International Air Lines, переживает не лучшие времена. Запланированное в рамках программы реструктуризации сокращение парка и персонала Swiss скажется и на объемах пассажиропотока, проходящего через аэропорт Цюриха. Именно в таких экономических условиях в сентябре здесь началась эксплуатация терминала E.

По данным аэропорта, за последние три года пассажиропоток в нем сократился на 25%. И именно на этот сложный период пришлось завершение программы модернизации и увеличения пропускной способности, начатой еще в 1995 г. С началом эксплуатации терминала E (в его строительство было инвестировано 245 млн долл.) пропускная способность аэропорта Цюриха достигла 30-40 млн пасс. в год. Однако в 2002 г. аэропорт принял всего 18 млн чел., а по результатам 2003 г. ожидается менее 17 млн пасс.