Компании с низкими тарифами стали главными героями новой пьесы на европейской сцене

Пьер Спарако, Париж

Колоссальные амбиции авиакомпаний, предлагающих перевозки по низким тарифам, подогреваемые постоянным стремлением пассажиров к экономии, стали движущей силой стремительно разворачивающихся преобразований воздушного транспорта европейских стран.

Давление со стороны «дешевых» перевозчиков, ощущаемое их конкурентами, недавно заставило руководство последних провести переоценку стратегических задач и установить новые приоритеты деятельности. Хотя руководители авиакомпаний прежде всего озабочены последствиями экономического спада, им пришлось отодвинуть эти заботы на второй план и заняться проблемой конкуренции со стороны перевозчиков, реализующих политику низких тарифов. Следует отметить, правда, что по сравнению с США экономический кризис затронул европейские авиакомпании в значительно меньшей степени.

По данным экономистов Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA), в которую входят крупнейшие перевозчики стран Европы, объем пассажирских перевозок все еще составляет 90% от уровня, наблюдавшегося до начала кризиса, что очень тревожит. Как указывают официальные представители АЕА, «августом 2002 г. заканчивается последовавший после событий 11 сентября 12-месячный период резких изменений в характере воздушных перевозок. Воздушный транспорт до сих пор полностью не пришел в нормальное состояние». В 2001 г. объем перевозок авиакомпаний-членов АЕА сократился на 5,4%, а доходы упали на 7,1%, что привело к невиданным ранее финансовым потерям, оцениваемым в 3 млрд долл. С января по сентябрь 2002 г. объем перевозок через Северную Атлантику был на 14,5% меньше, чем в этот же период 2001 г., а спрос на внутриевропейские перевозки по-прежнему оставался ниже на 7,8%.

Однако в последнее время объемы перевозок авиакомпаний-членов AEA начали увеличиваться. На внутриевропейских маршрутах в сентябре 2002 г. они были всего на 1,2% меньше соответствующего уровня 2001 г., хотя по перевозкам через Северную Атлантику отставание все еще было значительным — 9,3%.

Читайте также  Уверенность и терпение

Официальные представители АЕА подчеркивают, что влияние нынешнего кризиса на воздушный транспорт оказалось более продолжительным по сравнению с предыдущими — например, по сравнению с экономическим спадом начала 90-х гг., последовавшим после войны в Персидском заливе. «События 11 сентября сразу и навсегда покончили с «романтикой» воздушных полетов», — заявил уходящий в отставку генеральный секретарь АЕА Карл Гейнц Нюмейстер.